Неизбежная, практически, смерть обошла стороной наших предков, а через них – и нас, их ныне живущих потомков, как минимум, дважды.
В первый раз они спасли свои семьи от хатыньской судьбы, переехав из тотально выжженной фашистами в Великую Отечественную Могилевской губернии, в далекую сибирскую Омскую область.
Во второй раз, в 1937 году, поднявшись "на новом ПМЖ" на приснопамятный омский "Мятеж обреченных" и на десятилетия проследовав в уральские трудовые лагеря, прадеды обошли стороной, и Ржев, и Сталинград. И много чего смертоносного еще.
И вернувшись живыми, сумели поставить на ноги своих детей.
При этом в обоих судьбоносных случаях прадеды вовсе не бежали от трудностей, наоборот, они принимали самые проблемные из возможных решений.
И уезжали с насиженных белорусских мест в далекую сибирскую неизвестность.
И восставали против несправедливости и унижений, обрекая себя, тем самым, на верную смерть.
Но именно эти непростые решения, с тяжелейшими на тот момент последствиями, в долгосрочной, полувековой перспективе оказались спасительными.
Как для самих прадедов, так и для идущих вслед за ними поколений. В том числе – и для нас.